Архангельск, пл. Ленина, дом 4,
10 этаж, офис 1007
Тел./факс: +7 (8182) 200-211
e-mail: rccs29@mail.ru
Государственное автономное учреждение Архангельской области
"Архангельский региональный центр
по ценообразованию в строительстве"

Новости

23.11.2015

Сергей Фокин: «Система ценообразования в строительстве станет современной, объективной и достоверной»


Сегодня одним из важнейших направлений в деятельности Минстроя РФ является реформа системы ценообразования в строительстве. Однако переход от индексно-базисного метода сметного расчета к более прогрессивному ресурсному потребует большой работы. В ближайшие годы предстоит создать Единую информационную систему данных, включающую в себя федеральный реестр сметных нормативов и информацию о стоимости основных материалов и ресурсов на территории субъектов РФ. Особая роль в проведении реформы отводится Федеральному автономному учреждению «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (ФАУ «ФЦЦС»). Недавно новым руководителем ФАУ стал Сергей ФОКИН. В интервью «СГ» он рассказал о задачах, которые стоят перед ФАУ в связи с реформой. 
«СГ»: Сергей Геннадьевич, ФАУ «ФЦЦС», до сих пор считавшееся технической и методической структурой Минстроя, становится одним из ключевых исполнителей реформы ценообразования отрасли. В чем причина таких изменений? 

Сергей Фокин: По поручению Президента и Правительства РФ Минстрой России инициировал переход системы ценообразования в строительстве на государственные механизмы регулирования рынка в рамках действующего законодательства. Это решение связано с рядом факторов. Во-первых, существует необходимость разработки единой системы государственных документов по определению стоимости строительства, в том числе так называемой «Методики мониторинга стоимости строительных ресурсов». Прежние локальные разрозненные документы перестают соответствовать современным требованиям. 

Во-вторых, отрасль нуждается в едином классификаторе строительных ресурсов. Сегодня единого общепринятого классификатора строительных ресурсов, кодировки для их однозначной идентификации, описательных свойств и установленных единиц измерения, рубрикаторов просто не существует. 

И, наконец, остро необходима глобальная информатизация системы ценообразования в строительстве. 

Впервые в истории современной России сформировано государственное задание по ценообразованию в строительстве. Переход к бюджетному финансированию разработки и внедрения системы автоматически контролируемого регламента означает признание государством необходимости перехода к новому этапу в области сметного нормирования. С этим и связано повышение роли ФАУ «ФЦЦС». Перед нами впервые в истории РФ ставится задача формирования сметных нормативов на основе разрабатываемой в соответствии с госзаданием методики и информационной базы. 

«СГ»: В течение ближайших трех лет государство планирует потратить на реформу ценообразования в строительстве несколько миллиардов рублей. Насколько оправданы такие траты в нынешних непростых условиях? Что это даст экономике? 

С.Ф.: Отвечая на ваш вопрос, приведу только одну цифру: государственная экспертиза сметной стоимости уже позволила Минстрою России за девять месяцев 2015 года сэкономить 232 млрд. рублей бюджетных средств только на проверке сметной документации. А реализация госзадания позволит сэкономить значительно большие средства: сам процесс подготовки сметной документации станет автоматизированным, что позволит полностью исключить влияние человеческого фактора на начальном этапе капитального строительства. 

Дело в том, что сегодняшние методы сметного расчета формировались в экономике с инфляционными явлениями и учитывали высокие инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. В условиях курса на экономическую стабилизацию трехуровневая система расчетов (базисная сметная стоимость, договорная часть стоимости и компенсационный фонд) начинает играть, скорее, негативную роль. Сейчас требуется внедрение других подходов, основанных на нормировании сметных затрат. Именно эта задача — разработать государственные нормативы, влияющие на качество разрабатываемой проектно-сметной документации, — стоит перед ФАУ «ФЦЦС». К 2017 году Минстрой России планирует сформировать и опубликовать в едином государственном реестревсе сметные нормативы для госстроек, а также цены на основные материалы и ресурсы для регионов страны. 

«СГ»: С чего планируете начать работу? 

С.Ф.: Уже сейчас в ФАУ «ФЦЦС» ведется интенсивная работа по формированию базы сметных нормативов строительных материалов и стоимости услуг машин и механизмов согласно госзаданию. Алгоритмы расчета сметных нормативов довольно сложны, особенно с учетом того, что они будут подвергаться постоянному мониторингу для актуализации. Оценку и регулярный мониторинг должны будут проходить несколько сот тысяч сметных нормативов. Серьезнейший прорыв в решении этих задач должна обеспечить разработка информационной системы данных, включающей в себя федеральный реестр сметных нормативов, а также информацию о стоимости основных строительных ресурсов. 

Выполнение госзадания позволит обеспечить прозрачный контроль за актуализацией сметных нормативов и эффективное выполнение задач капстроительства. А постоянный мониторинг и обновление базы нормативов позволят сформировать обоснованную стоимость объекта капитального строительства перед ее последующей корректировкой в Главгосэкспертизе и определением начальной максимальной цены на конкурсных процедурах. 

«СГ»: Разработка и запуск такой информационной системы потребуют времени. А какие шаги по реформированию системы ценообразования ФАУ «ФЦЦС» может предпринять уже сейчас? 

С.Ф.: В текущем году ФАУ «ФЦЦС» совместно с распорядителями бюджетных средств впервые определило задание на разработку новых укрупненных нормативов цены строительства, которые применяются при планировании строительства типовых объектов — школ, больниц, других учреждений. 

Следующей важной задачей ФАУ «ФЦЦС» на сегодняшний день становится разработка и актуализация методических указаний как основного документа для типизации строительных ресурсов. Разрабатываемая «Методика мониторинга стоимости строительных ресурсов» позволит однозначно трактовать такие параметры, как наименование строительного ресурса, его единицы измерения, единый код, цены в разных субъектах Федерации. 

Фактически ФАУ «ФЦЦС» сейчас становится единым координационным, методическим и контролирующим центром компетенции, действующим в соответствии с решениями Минстроя РФ. Новая система ценообразования и сметного нормирования в результате реформы должна перейти на современную информационную платформу, гибко адаптироваться к изменениям рынка и соблюдать баланс интересов всех заинтересованных участников государственного инвестиционного процесса — заказчиков, исполнителей, государства и частных инвесторов. 

«СГ»: Узким местом в системе ценообразования в строительстве всегда считалась разработка индивидуальных сметных нормативов (ИСН). Что предполагается сделать в этой области? 

С.Ф.: ИСН применяются в тех случаях, когда объект планируется строить по технологиям, которые не учтены в сметных нормативах, содержащихся в федеральном реестре. Решение применять индивидуальные сметные нормативы исключительно по отдельному решению Правительства РФ обусловлено необходимостью максимально достоверной оценки стоимости объектов капитального строительства, финансируемых государством. 

«СГ»: Какой будет конфигурация системы ценообразования после завершения реформы? 

С.Ф.: Реформа рассчитана на три года. В результате система ценообразования в строительстве станет современной, объективной и достоверной. 

Алексей Пивоваров, "Строительная газета"

Возврат к списку